Чили 1970-73

Научно-образовательный проект «Чили: 1970-1973» проводился на Факультете глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова в первом семестре 2009/2010 учебного года. В качестве темы проекта была выбрана историческая ситуация в Чили 1970-73 гг.: 1) позитивные демократические реформы президента Сальвадора Альенде и его уникальный опыт использования кибернетической модели для управления государством; 2) военный переворот генерала Аугусто Пиночета.

Проект включал в себя два этапа: разработку проектными группами студентов под руководством специалистов Центра инновационых образовательных технологий модели чилийского общества 1970-1973 гг. (в рамках факультативного курса «Моделирование социально-политических процессов»); и проведение дидактической-ролевой игры для студентов первого курса (в рамках курса «Введение в специальность»).

Среди революций и реформ в Латинской Америке без должного внимания по сей день остаются социалистические преобразования, проходившие под началом президента Сальвадора Альенде с 1970 по 1973 год в Чили. Как правило эта историческая ситуация рассматривается лишь в качестве предпосылок для вооруженного переворота Аугусто Пиночета и дальнейшего развития страны под его управлением. Но в отличии от многих других побед левых сил в Латинской Америке, приход к власти и недолгий срок правления чилийского президента Сальвадора Альенде вдвойне интересен своей нехарактерностью для этого региона, а вот его свержение войсками генерала Пиночета - наоборот вполне укладывается в наши представления о присущей латиноамериканцам культуре переворота.

Президент Альенде пришел к власти демократическим путем, в результате победы на выборах коалиции левых сил. Важной особенностью всех действий Альенде была попытка максимального сохранения существующего внутреннего политического устройства и Конституции страны. При этом он провел радикальные экономическую реформы с целью избежать экспортной зависимости и масштабную национализацию банков и промышленности, инициировал распределение доходов между рабочими.

Последствия решений Альенде были неоднозначными. Добившись повышения доходов населения и роста популярности среди рабочих и крестьян, президент пошел на осложнение отношений с США и всем капиталистическим миром: стране отказывали в кредитах, разрывали устоявшиеся экономические связи, политика Альенде активно критиковалась в западной прессе. Не получил Альенде поддержки и у СССР, возможно, по причине его несогласия с советской командно-административной системой, Альенде оставался ярым сторонником демократических принципов. Учитывая экспортную ориентацию экономики и мировое падение цен на медь, страна начала скатываться к глубокому экономическому кризису.

Одной из целей проекта «Чили: 1970-1973» и было глубокое вовлечение участников в историческую ситуацию. Предварительно подготовившись, во время игры они должны были на собственном опыте ощутить, что именно, как и почему двигало сторонниками и противниками Альенде во время политических событий, какие именно экономические и социальные факторы сказались на принятии тех или иных решений, почему, наконец, вообще был возможен сам феномен кибернетической демократии Альенде и почему он не удался.

Кроме социалистической партии Чили на игре также были представлены коммунистическая и радикальная партии, партия христианских демократов, национальная партия, традиционная чилийская земледельческая элита, бизнесмены из Америки, послы СССР и Кубы, журналисты многих Чилийских и иностранных изданий и радиостанций, генералы пехотных и танковых дивизий чилийской армии. Это многообразие позволило охватить весь спектр имевшихся в Чили политических и общественных сил. Все это заставило президента искать альтернативные глобальному капитализму принципы развития общества и управления экономикой.

История президентства Альенде демонстрируют возможность построения новых принципов в управлении государством и экономикой страны даже в условиях противостояния сильнейшему внешнему давлению. Эта история показывает также и принципиальные сложности и опасности такого пути. Изучение этой исторической ситуации позволяет провести параллели и с современными глобальными проблемами, вставшими перед Россией.

Результатами проведения комплексного научно-образовательного проекта «Чили: 1970-1973» стали:

  • серия аналитических документов о Чили в разных областях знаний, созданных студентами-участниками первого этапа проетка (некоторые примеры опубликованы в настоящем сборнике);
  • модели социального, политического и экономического положения Чили и набор педагогических материалов, позволяющих проводить аналогичные проекты на материале других стран и регионов;
  • развитые участниками навыки комплексного анализа и моделирования общественно-политических явлений и процессов;
  • и, конечно, бесценный опыт самостоятельного действия в условиях жесткой политической борьбы и противостояния идей, полученный участниками дидактической игры (второго этапа проекта).